Крашение текстиля

Ткань, сходящая с ткацкого станка, называется суровой или суровьем. Она грубая на ощупь, неровная, с множеством поверхностных пороков. Почти все (кроме выработанных из искусственных химических волокон) ткани, которые сходят с ткацкого станка, подвергаются различным видам отделки и лишь после этого становятся товарными тканями. Два основных вида отделки тканей из волокон всех видов – крашение и печатание.

Крашение.

Крашение текстиля может производиться на разных этапах его производства. Можно, например, окрашивать исходный волокнистый материал до его прядения. Такой метод отличается хорошим проникновением красителя и часто применяется для крашения шерсти. Масса волокон в способном вращаться барабане опускается в большой чан с красителем. Вращающийся барабан перемещает окрашиваемую массу в красителе. Некоторые машины выполнены так, что волокнистая масса удерживается неподвижно в камере, а краситель циркулирует через нее. Обработка каждым красителем производится отдельно. Окрашенные волокна могут смешиваться для получения особых цветовых эффектов либо прясться раздельно.

Искусственные химические волокна можно окрашивать еще в растворе. Для этого нужный краситель добавляется к раствору до формования из него нити. Крашение в растворе дает чистые, ровные цвета, необычайно стойкие к воздействию света и не вымывающиеся. Краситель внедряется в волокно и не может быть легко удален из него.

Ткани из гребенной шерсти иногда окрашивают методом крашения на шпулях. Из волокна чесанием получают ленты, которые затем наматывают на перфорированные шпули так, что образуются шарообразные мотки диаметром 50–100 см. Их опускают в перфорированных барабанах в чан с красителем, и краситель циркулирует через них благодаря перфорациям в шпуле.

Древний метод крашения текстиля – крашение в мотках. Ранее мотки пряжи подвешивались на шестах и вручную опускались в чан с раствором красителя. В настоящее время для этого применяется машина, похожая на «чертово колесо»; при повороте колеса его спицы с мотками пряжи погружаются в краситель.

Самым экономичным, а потому и наиболее распространенным является метод партионного (штучного) крашения, т.е. крашения ткани в кусках, после того как она уже выработана. Имеются разные варианты метода. Иногда ткань проводят через ванну с красителем, скрутив ее в виде жгута, а иногда она проходит в полную ширину сначала через чан с красителем, а затем через отжимные валки. Если в состав ткани входят волокна двух типов с разным сродством к данному красителю, то достигается двухтоновый эффект. Такое крашение называется однованным.

Красители

. Красители — химические соединения, используемые для придания окраски различным материалам, например текстилю, бумаге, мехам, волосам, коже и древесине. Крашение — процесс придания окраски таким материалам. Ежегодное мировое потребление красителей составляет около полумиллиона тонн; свыше двух третей этого количества идет на окраску текстильных материалов. В этой статье описываются красители для текстильных волокон и крашение текстильных материалов. Качество крашения. Окраска — первейшее соображение, возникающее у потребителя при выборе ткани или другого изделия. Глаз человека способен обнаружить малые различия в окраске ткани, поэтому производитель ткани должен обеспечить равномерность ее окраски. Как правило, свойство равномерности гораздо важнее для окраски, чем для любого другого вида химической отделки. Например, если распределение смягчителя в ткани неравномерно, то потребитель этого не заметит, поскольку такая неравномерность не сказывается на свойствах ткани, важных для потребителя. С другой стороны, даже неискушенный наблюдатель заметит неравномерность окраски. Кроме того, важен контроль постоянства окраски при переходе от одной партии красителя к другой или в пределах одного куска ткани, поскольку различия в окраске соседних элементов швейного изделия проявятся почти неизбежно. Отсутствие метамеризма, т.е. свойства двух цветовых оттенков совпадать при освещении одним источником света и различаться при освещении другим источником, также должно учитываться при крашении материалов.
Устойчивость окраски определяет, насколько охотно будет пользоваться данным текстильным изделием потребитель. Окраска ткани должна сохраняться в течение срока службы изделия, но в некоторых случаях она может блекнуть, оставаясь приятной на вид. Важна также устойчивость окраски материала при мокрых обработках, стирке, химической чистке, трении, воздействии света, пота, атмосферных загрязнителей, погодных условий и других неблагоприятных факторов. Назначение конкретного текстильного изделия определяет требуемые степень, характер и устойчивость его окраски. Например, для обивки автомобильных сидений устойчивость окраски к химической чистке не так важна, как устойчивость к световому воздействию, которая имеет для нее первостепенное значение.
Ровнота окраски и ее устойчивость — главные факторы в выборе красителей и методов крашения для текстильных материалов. Для достижения приемлемых ровноты и устойчивости окраски надо учитывать такие переменные, как температура, давление, количества красителей и текстильно-вспомогательных веществ, а также свойства волокон.

Печатанием, или набивкой ткани называется нанесение на нее краски в соответствии с заданным рисунком. Наиболее распространенный метод – валковое печатание прямыми красителями. Ткань пропускается между большим чугунным пустотелым цилиндром (грузовиком) и одним или несколькими медными печатными валками. На валках выгравирован нужный рисунок; они забирают в углубления рисунка пастообразную краску и переносят ее непосредственно на ткань. Каждый валок наносит свой цвет, и предусматривается столько валков, сколько требуется рисунком. При таком методе возможно печатание с очень высокой скоростью – до 200 м/мин. Одновременное печатание с двух сторон ткани называется дуплексным.
При печатании с вытравливанием тоже используются валки. Сначала на ткань сплошным слоем наносится краситель. Затем с некоторых площадей краситель удаляется валками, несущими не печатную пасту, а обесцвечивающие химические вещества. В результате образуется белый рисунок на цветном фоне. Если требуется второй цвет, то он может быть нанесен после этого прямым красителем.

Трафаретное печатание может осуществляться как машинным способом, так и вручную. Рисунок, который должен быть перенесен на обрабатываемую ткань, наносится на технологическую ситовую ткань, натянутую на раму. Пробельная площадь рисунка покрывается непроницаемым материалом, а печатающая оставляется открытой. Наложив раму на ткань, на нее наносят краситель и прикатывают резиновым валком. Краситель проникает в ткань только на незакрытых участках. Поскольку при таком методе на ткань наносятся большие количества красителя, он позволяет печатать светлыми тонами на темном фоне. Для каждого цвета используется свой трафарет. Такой процесс медленнее и дороже валкового печатания.

При резервном печатании определенные площади изделия покрывают агентом (типа таниновой протравы), отталкивающим краситель. После этого изделия подвергают штучному крашению, при котором покрытые площади не воспринимают красителя. Затем защитный агент химически удаляют, и на темном окрашенном фоне возникают светлые площади. Используя последовательно ванны разных красителей, можно добиваться различных эффектов.

В методе ксилографии, которому уже более 5000 лет, используются деревянные, линолеумные или металлические клише с нужным рисунком. На клише (по одному для каждого цвета) наносится печатная паста, клише накладывается на ткань и пристукивается. Операция повторяется столько раз, сколько того требует рисунок. Это трудоемкий и дорогостоящий ручной метод, но он применяется на некоторых тканях для достижения модных эффектов.

Основное печатание – особый процесс окрашивания нитей основы на некоторых площадях до выработки ткани. Краситель может наноситься на нити основы либо до их подачи в ткацкий станок, либо (валковым печатанием) после намотки на навой. Прерывание рисунка неокрашенными нитями утка дает своеобразный эффект.

Один из вариантов такого метода, называемый печатанием по гребенной ленте, применяется для отделки шерстяных тканей. Толстые шерстяные ровницы в форме шнура пропускаются через валковую печатную машину, которая окрашивает их полосами. Затем из ровниц прядется пряжа, поступающая на ткацкий станок. На готовой ткани полосы разрываются, образуя цветовые пятна.

Магазины, которые обслуживаются гарантийно в нашем сервисном центре

damadoma.ru megashopping sewing-grand buonoclean pilinet sewworld klubniy-magazin damadoma metalnova sewings otparit shveymash shveistol damadoma.com sewnews k-gm podarokotmastera damadoma tiu ru otparivateli gladtexnika sheitesami parimdoma aquasteam parovoy serger sews piterelita steamer comfort vapo